Starbound [5] |
Stronghold [0] |
S.T.A.L.K.E.R. [1] |
Sudden Strike [1] |
Mount & Blade [2] |
Другие новости [27] |
History nick name? [0] |
Уголок ретрогеймера [2] |
06:54 Глобальные Стратегии. | |
Собственно, поначалу TBS и Глобальные Стратегии были практически синонимами. То есть, первые игры (в т.ч. и Empire) были 4X-стратегиями. Почему я выделяю 4Х и подобные в отдельный жанр, отмежевывая их от TBS и RTS, хотя работают они и на тех и на иных механиках? Ответ прост – иные цели, хотя сужу я только по себе.
Если в типичной TBS (типа Героев, Age of Wonders, того же Армагеддона) для меня цель – раздавить меньшими потерями (тогда я чувствую себя невероятно тактиком и гением, бгг), то в стратегии глобальной цель – становиться больше, расти, в бессильной злобе смотреть, как от тебя отгрызают по кусочку, расти дальше. То есть доставляет именно процесс (а не победа, но это субъективно). Плюс ко всему, в последнее время некорректно относить глобальные стратегии к одному поджанру некорректно потому, что они цапают элементы отовсюду (иногда даже из карточных игр). Вообще, дела у стратегий глобальных намного лучше, чем у TBS и RTS. Даже есть парочка своих блокбастеров – это бессмертная Цива для всех возрастов и полов и Total War. Две эти серии видимо изначально ориентировались на массово потребителя (я, к сожалению, не застал самый первый TW и первую Циву), сочетая простоту, аддиктивность и эксплуатацию мании величия, которая в той или иной мере есть у всех. Однако, методы достижения популярности у серий разные. Цивилизация ставит на огромное количество контента, предлагая развитие внутри истории от каменного века до полетов в космос (или немного дальше – Альфа-Центавра – по сути продолжение космической победы в Цивилизации, недавняя Beyond Earth), сочетая это с «easy to learn». То есть Цива предполагает империю, но без вложения огромного количества времени на освоение. Total War делает ставку на зрелищность и не проигрывает. Первые игры брали массовостью, но были спрайтовыми. А потом вышел Рим. Для того, чтобы понять о чем я говорю надо было поиграть в первый Рим в момент его выхода. Сейчас он не выглядит впечатляюще, но тогда вполне была возможна ситуация, когда стратего-фаг получает оргазм, пока его кампутер испытывает сердечный приступ. Просто, так еще никто не делал – до 10 тысяч детализированных юнитов (на самом деле столько набиралось редко) детализировано отвешивают друг другу леща, а трупы никуда не пропадают. Добавим разнообразие войск, вплюсуем глобальный режим – стопроцентный хит, который в последний момент вырвал лавры «Стратегии Года» у другой мясной, но не такой масштабной стратегии – Dawn of War (которую, впрочем, мы – садисты, тоже очень любили). Medieval 2 только закрепил успех, потому что ко всему добавились пушечки, кровь, грязь и сцены пенетрации тел длинными острыми предметами. Успех закрепился настолько мощно, что модов к Средневековью существует больше чем частей Нэнси Дрю и охватывают они по-моему вообще все, что можно втиснуть в рамки игры про колюще-режущие взаимоотношения. А дальше был Варскейп и хотя TW сих пор продаются миллионными тиражами, Medieval 2 – высшая точка в серии, истинно народная игра, как и Герои. Эти два примера показывают, что у Глобальных Стратегий есть полюс, который способен привлечь массового пользователя. Потому что, в принципе, геополитический симулятор можно построить вообще без нюансов и почти без правил, что доказывает, хоть и на бумаге, знаменитая Дипломатия, где игра происходила не в сводных таблицах, а между людьми. Варгейм нельзя построить подобным образом. Глобальные стратегии способны удовлетворить вкусы и более взыскательные, нежели просто TBS, которые в конечном итоге тяготеют к варгеймам, а значит к цифрам и нюансам. За гурманов отвечает целая шведская контора. Фанаты знают, о ком я. Если где-то произносится слово «гранд-стратегия», то все понимают о чем идет речь и о каких четырех играх. Crusader Kings, Europa Universalis, Victoria, Hearts of Iron. Это вещи, целиком и полностью построенные на нюансах, а потому, требующие большого количества времени на изучение, но окупается это сторицей – просто почитайте на ААRы на профильных форумах. Эти гранд-стратегии вообще отличная иллюстрация сказанного выше о процессе. Однажды запуская очередную партию в CK2 я наконец понял, почему делаю это раз за разом – мне доставляет не развитие и превращение из графа в ампиратора (я играл до Charlemagne с модами на дробление), а наблюдение за тем, как по соседству вырастает Тевтонский орден, где-то на юге отъедаются Рыцари Сантьяго, потом эти парни в консервных банках мигрируют на восток и наматывают на половой орган зарождающуюся Орду. С чувством, с толком, с расстановкой. Есть и более сложные образцы, вроде Supreme Ruler. Они некрасивы, недружелюбны, их механики неочевидны от слова «совсем», но играть в них крайне интересно, хотя времени на это требуется очень много. Геополитические симуляторы – одни из самых сложных игр. Есть еще особый подвид – 4Х космические. И тут имен известных сейчас и просто культовых огромное количество. Master of Orion, Galactic Civilization, Space Empires и т.д. и т.п. Скоро туда ворвется Stellaris, поглядим, что получится. Всем вышесказанным я хотел сказать, что Глобальные Стратегии жанр более востребованный, чем TBS, потому что не стесняется заигрываний с реальным временем и давит немного на другие центры удовольствия нежели TBS – просто играть в шахматы и играть в шахматы и быть ампиратором – разные вещи. И все же 4Х ближе именно к TBS. Во-первых, они выросли из пошаговых стратегий, а во-вторых им не грозит вымирание (как и TBS), хотя они и унаследовали черты, отпугивающие массового потребителя от TBS. Подобьем итог по двум описанным поджанрам. Это нишевые жанры, но отнюдь не тихие, поэтому назвать их мертвыми не поворачивается язык. Почему? Во-первых, потому что всегда будут люди, готовые их делать. Эти жанры привлекают за счет своего мат.аппарата, а не внешности, поэтому таких вложений, как РТС не требуют (Battle for Wesnoth). То есть, что TBS, что глобальные стратегии (без технологических провывов), как и квесты – отличный стартап для независимых контор (собственно, возвращение жанра к истокам – многие известные вещи были сделаны вообще одним человеком). Хотя, конечно, есть подводные камни – пробитый искусственный интеллект может убить подобные игры (тот же TW не рухнул только благодаря зрелищность, такого идиота, как во втором Риме кампутер не играл еще никогда). Во-вторых, для варгеймов и глобалок есть превосходная платформа, которая, можно сказать, так и просится для этого – планшеты. Как и настольные игры, пошаговые стратегии там более чем ценятся (даже Герои IOS, с которых все плевались судя по всему принесли свой доход). Так что TBS и глобальные стратегии хоронить очень-очень рано. | |
|
Всего комментариев: 0 | |